18 апреля 2016

Владимирский собор

Владимирский собор. Киев
Идея создания в Киеве храма в честь князя Владимира Великого в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси принадлежит митрополиту Филарету (Амфитеатрову). В 1852 году было закончено возведение памятника Владимиру на берегу Днепра. Через год Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении соборного храма Святого равноапостольного князя Владимира. Было решено, что храм построят исключительно на благотворительные пожертвования. Владыка Филарет первым внес 7 тысяч рублей (около 450 000 нынешних долларов), позднее Киево-Печерская лавра пожертвовала миллион штук кирпича и к 1859 г. было собрано около 100 тыс. рублей (3-5 млн долларов). Иван Штром представил проект колоссального, с тринадцатью куполами храма, для сооружения которого добровольных пожертвований явно не хватало. В марте 1860 года была спланирована площадка под строительство храма, но учитывая денежный дефицит, архитектору Павлу Спарро было поручено переделать проект с целью уменьшения размеров строения, таким образом уменьшив и сметы.


П.И.Спарро переделал проект, оставив семь куполов и сняв боковые нефы, но от руководства строительством отказался. Работы были поручены архитектору Александру Беретти, который добавил свои изменения в проект храма. Именно по этому проекту собор был заложен в день святого Владимира 15(27) июля 1862 года. Через четыре года, когда строительство храма было почти завершено, стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Работы прекратили и созданный специальный технический комитет сделал вывод, что ситуация вызвана допущенными ошибками в математических расчётах при переделке проекта.

В 1875 году Александр II, находясь в Киеве, распорядился завершить строительство храма, выделив из казны необходимую сумму. Из С.-Петербурга пригласили архитектора Рудольфа Бернгарда, который произвел новые расчеты нагрузок на стены и перекрытия и нашел техническое решение для ликвидации трещин. Несущие стены были укреплены пристройкой боковых нефов и контрфорсов. На этом этапе строительство возглавил киевский архитектор В.Н.Николаев, который и завершил его в 1882 году. Собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Одним из боковых куполов собора является колокольня. Длина храма составляет 55 метров, ширина-30, а высота вместе с крестом-49 метров. В соборе было устроено 3 престола один - главный, два - на втором этаже. В центральной апсиде — в честь равноапостольного князя Владимира, на хорах — в честь равноапостольной княгини Ольги и святых благоверных князей Бориса и Глеба. В западной части южного нефа помещалась крещальня.

Владимирский собор. Киев

Владимирский собор. Киев

Владимирский собор. Киев

Владимирский собор. Киев

Владимирский собор. Киев

Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Киевское церковно-археологическое общество стремилось придать внутреннему убранству храма вид и характер старовизантийского стиля, в каком во времена Святого Владимира и Ярослава Мудрого строили древнерусские храмы.

За создание проекта оформления и отделки храма взялся профессор теории и истории искусства С.-Петербургского университета Адриан Викторович Прахов - выдающийся знаток русской старины и археолог. Прахов рассчитывал управиться с росписями за 2 года. Не ограниченный в расходах для претворения в жизнь своих идей, он привлёк к работе 96 самых известных художников: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского, Михаила Врубеля , а также учеников школы Мурашко.

Но работы по внутреннему оформлению храма растянулась на целых 11 лет. По задумке Прахова программа оформления собора строилась на идее увековечивания памяти равноапостольного князя Владимира, а также росписей истории Руси и общечеловеческой истории, изображения святых, духовных деятелей.

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В.Васнецову. Он выполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма – Богоматерь с Младенцем. Над ней художник работал 2 года. Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора, Нестерова – 4 иконостаса боковых нефов, композиции «Рождество», «Воскресение» и «Богоявление», а также ряд икон. Сведомский и Котарбинский выполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры. Среди них выделяются «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие», образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича.

По истине Владимирский собор был назван «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства», благодаря высококлассным уникальным росписям. Иконостас собора выполнен из дымчато-серого каррарского мрамора. Из мрамора выполнен мозаичный пол и интерьер храма.

Владимирский собор. Киев

Владимирский собор. Киев

Владимирский собор. Киев

 В 1896 году роспись и отделки собора были практически завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. 1 сентября(20 августа) храм был освящён в присутствии императора Николая II.
 В 1929 году храм превратили в Музей антирелигиозной пропаганды, позже – архивные фонды местных органов власти. 
 Вновь храм открыли во время немецкой оккупации, с 1944 года – кафедральный храм митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. 
 С 1992 года это главный храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Здесь хранятся мощи св.Варвары и св.Макария.

Владимирский собор. Киев





Комментариев нет:

Отправить комментарий