21 апреля 2014

Бердичев. История возникновения.

В 180 км к юго-западу от Киева и 40 км к югу от Житомира, на берегу реки Гнилопять (притока Тетерева), расположен воспетый в народном фольклоре старый еврейский городок Бердичев. Некоторые исследователи истории Бердичева считают, что название города происходит от славянского слова "берда" - гора, обрыв или от слова "бердыш" - так называли боевой топор у славян, поэтому его изображение на гербе современного Бердичева. Но согласно другим источникам оно происходит от названия племени берендеев - бердичев, переселённых на земли Киевской Руси или от собственного имени Бердич – первооснователя города. Территория, на которой расположен город, была заселена еще во II в. до н.э. Здесь обнаружено поселение эпохи бронзы и археологические находки Черняховской культуры.



Первые упоминания о Бердичеве относят ещё к 1320 г., когда эта местность была подарена Великим князем Гедимином литовскому роду Тышкевичей. Однако официальной датой основания считается 1546 г., когда Бердичев прямо упоминается в письменных источниках – люстрации (переписи населенных пунктов) Киевского воеводства за 1546 г. как собственность Василия Тышкевича и в описании Житомирского замка за этот же год. В 1593 г. внук Василия - Теодор (Фёдор) Тышкевич начинает строить на берегу реки Гнилопять Бердичевский замок. Строительство продолжает и его сын – Януш Тышкевич Логойский. В 1627 г., будучи Киевским воеводой, Я.Тышкевич отправляется в поход на крымских татар, однако терпит поражение и попадает в плен. В плену воевода видит сон о своём чудесном освобождении благодаря молитве неизвестных монахов. Сон вскоре сбывается и, в знак благодарности Богу за свое освобождение, Януш Тышкевич в 1630 г. передаёт Бердичевский замок в распоряжение монашеского Ордена Босых кармелитов, установив ежегодную ренту для строительства костёла в честь Святой Девы Богородицы и монастыря.

В 1634 г. епископ Киевский Андрей Шолдрський освятил краеугольный камень под строительство нижнего костела во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Св.Михаила Архангела, Св.Иоанна Крестителя и Св.Иоанна Евангелиста. Строительство длилось восемь лет. Торжественное открытие монастыря и освящение нижнего костёла состоялось в 1642 г. На этом торжестве Я.Тышкевич подарил костёлу икону Пресвятой Девы Марии, издавна известную в семье Тышкевичей своей благодатью. Дальнейшее развитие Бердичева связано с процветанием монастыря, в котором была "Чудотворная икона".


 Когда в Украине началась освободительная война под предводительством Б.Хмельницкого, отряды повстанцев во главе с Максимом Кривоносом летом 1648 г. нанесли польской шляхте ряд сокрушительных ударов и освободили городок от поляков, при этом разрушив замок и монастырь. Образ Божьей Матери вывезли во Львов. В течение 73 лет икона находилась в монастыре сестёр кармелиток босых. 


После 1675 г., когда с разрешения польского короля Станислава Августа в Бердичеве были введены ежегодные ярмарки, городок стал заселяться и через некоторое время превратился в большой торговый центр. 


  С 1717 г. начались работы по восстановлению старых и строительству новых укреплений. В 1739 г. на фундаменте нижнего монастыря начали возводить величественный "верхний" храм. Автором проекта был архитектор, комендант Каменец - Подольской крепости, голландец по происхождению Ян де Витте. По желанию старейшин католической общины Бердичева и братии монастыря архитектор сделал святыню подобной костела св.Юра работы Б.Меретина во Львове. Построен костёл в стиле барокко. Интерьеры оформлены роскошным лепным декором, позолотой, резьбой и росписью. Расписывал храм итальянский живописец Фридеричи Вениамино, позже он работал в иконописной мастерской Киево - Печерской Лавры. В 1754 г. храм освятили. А оргáн Бердичевского костёла по своим качествам признаётся одним из лучших во всей Европе. 


 16 июля 1756 г. в городе происходит величайшее событие в его истории — торжественная коронация чудотворной Бердичевской иконы. Сам Бердичевский монастырь Босых кармелитов становится одной из самых прочных крепостей Европы, которая имела 60 орудий и подземный ход к реке. Бердичев снова стал одним из центров католического влияния на Правобережной Украине. С этой целью при костёле была открыта Кармелитская школа, а в 1758 г. и типография. Она была куплена в Австрии королём Августом III и отдана кармелитам . В ней печатались книги на латинском, польском, еврейском, немецком, французском и русском языках. Особую популярность получил «Бердичевский календарь», тираж которого достигал 40000 экземпляров в год. Была в Бердичеве и большая библиотека.


 С 1721 г. новым владельцем поместья в Бердичеве становится полесский шляхтич из рода Радзивиллов, главнокомандующий войск Великого княжества Литовского князь Николай Фаустин Радзивилл.
 В 1765 г. Бердичев получил право проводить десять больших ярмарок ежегодно. Ярмарки имели европейское значение. В Бердичев приезжали купцы из Австрии, Германии, Италии, Турции и других стран. Годовой денежный оборот ярмарок превышал 20 миллионов царских рублей. Город рос и процветал. 
 В 1845 г. Бердичев становится уездным городом. На то время в городе было 575 каменных и 2876 деревянных домов, принадлежавших частным домовладельцам. Численность населения составляла более 73 000 человек. Это был пятый по численности населения город в Украине. Здесь была самая большая еврейская община. В тот период население составляло около 80 % евреев, 18 % поляков, 2 % русских.
 В 1867 г. одним архитектором была случайно обнаружена целая система подземных ходов под городом. Было открыто 130 подземных ходов и 78 погребов. Установлено, что древнейшему подземелью под Соборной площадью более 200 лет. Однако обследования показали, что все подземелья созданы исключительно для хозяйственных целей - для хранения запасов.
 После 1861 г. года в Бердичеве быстрыми темпами начинает развиваться промышленность. Этому особенно способствовало строительство железной дороги, которая в 1870 г. соединила город с Казатином, а затем с Шепетовкой и Житомиром.


 Но для монастыря последующие века были менее благоприятными. Дважды, в 1866 г. и 1926 г., его закрывали. Сначала по решению российского правительства, а затем - советского.
 В 1918 г. кармелиты снова на некоторое время (до 1926 г.) вернули право собственности на монастырь. После смерти последнего кармелита отца Терезия Болеслава Штобрина, советская власть взяла монастырь в государственную собственность. В верхнем костёле был создан музей, а в нижнем - атеистический кинотеатр. 
 В 1941 г., непосредственно перед войной в монастыре возник пожар. Вероятно, в его пламени погибла чудотворная икона. 
 Только в 1970-1980 г.г. началась реставрация памятников архитектуры. Специалисты из Киева обеспечили сохранность костёла с помощью восстановления сводов, укладки новой кровли из оцинкованного железа на храме и его куполе. Отстроены сожжённые кельи, в которых до сих пор размещается музыкальная и художественная школы. 







В 1992 г. здания костёла были переданы в аренду католической общине, которая начала восстановление и реставрацию сооружений. 9 июня 1997 г. Иоанн Павел II в Кракове освятил копию погибшей иконы Пресвятой Девы Марии.








Комментариев нет:

Отправить комментарий