17 мая 2015

Киев

Путешествие по любой стране, конечно же, начинается со столицы. В самом центре Восточной Европы находится колыбель славянских городов - славный и древний город Киев. Расположен он на семи холмах вдоль великой реки Днепр. Сегодня Киев является столицей независимого государства Украина. Для многих туристов будет интересным познакомиться со многими достопримечательностями этого древнего и никогда нестареющего города. И здесь мы проведём небольшой экскурс по древним улочкам Киева, посмотрим главные достопримечательности города, интересные архитектурные строения, памятники и православные святыни.

Одним из старейших скульптурных памятников Киева является памятник Святому Равноапостольному Князю Владимиру -крестителю Руси. Статуя изготовлена из бронзы и имеет высоту 4,4 метра, установлена на 16-метровом постаменте, имеющим абрис восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате. Постамент украшен красивым горельефом «Крещение Руси», гербом Киева и звездой ордена Святого Владимира. Общая высота памятника составляет 20,4 метра. Князь Владимир изображен в плаще с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой. Над созданием памятника работали такие скульпторы и архитекторы - Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы). Памятник установлен на крутом берегу Днепра в 1853 году.



Парадными воротами Древнего Киева являлись «Золотые ворота», которые были сооружены при князе Ярославе Мудром в 1037 году. Существует несколько версий названия. По одной из них название заимствовано у въездных ворот Константинополя. Другая версия гласит, что название происходит от золотого купола Благовещенской церкви, которая венчала сооружение (чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град). Но есть еще одна версия, согласно которой в «Золотых воротах» какое-то время хранилась государственная казна. Во время монголо-татарского нашествия «Золотые ворота» были частично разрушены, но продолжали служить въездом в город ещё до середины XVII века. В 1982 г. «Золотые ворота» реконструировали к празднованию 1500-летия Киева.


В Золотоворотском сквере можно увидеть интересный памятник персидскому коту. Памятник установлен напротив ресторана «Пантагрюэль», где жил кот Пантюша. К сожалению кот погиб во время пожара в ресторане — задохнулся в дыму. А через некоторое время, в 1998 г. друзья ресторана подарили бронзовую статую кота, которую установили напротив входа.


Совсем недалеко можно увидеть интересное архитектурное строение, называемое домом барона. Здание построено в 1898 году в виде средневекового замка.


Трудно представить Киев без Владимирского собора. Идея создания собора принадлежала митрополиту Филарету Амфитеатрову - в честь святого равноапостольного князя Владимира и к юбилею 900-летия Крещения Руси. Проект был официально утверждён Синодом и Николаем I в 1852 г. Тогда же начался сбор средств и до 1859 г. было собрано около 100 тыс. руб., Киево-Печерская Лавра пожертвовала один миллион штук кирпичей, произведённых на своём заводе. Собор создан в старовизантийском стиле, как строились древнерусские храмы времён Ярослава Мудрого и Владимира Великого. Славу памятника художественно-культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря уникальным росписям выдающихся художников - В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, П.А.Сведомского и В.А.Котарбинского под общим руководством профессора А.В.Прахова. После длительного строительства собор торжественно освятили 20 августа 1896 г. в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.


Самый знаменитый городской монумент, своеобразная эмблема Киева – памятник Богдану Хмельницкому. Был открыт 23 июня 1888 года на Софиевской площади. Здесь в декабре 1648 года киевляне встречали гетмана Богдана Хмельницкого, вступившего с казацкими полками в Киев через «Золотые ворота» после победы над польско-шляхетским войском.


Ещё одна из главных киевских достопримечательностей - Собор Святой Софии Киевской, занесён в Реестр всемирного наследия ЮНЕСКО.



Согласно последним исследованиям, храм Софии Киевской заложил князь Владимир Великий в 1011 г., а построен он был не позднее 1018 г. В ансамбль Софийского собора входит Дом Митрополита, Хлебня, Трапезная, Бурса, Братский корпус, колокольня- самое высокое сооружение на территории храмового комплекса, построенная значительно позднее (1706 г). Внутри собора можно увидеть уникальные тысячелетние мозаики и фрески. Хорошо сохранилась мозаика богоматери Оранты. На некоторых фресках в соборе София Киевская представлены не только библейские темы (изображения Святых и сюжеты из Евангелия), а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава. София Киевская служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе София Киевская сохранилась гробница Ярослава Мудрого и его жены Ирины.


С колокольни открывается невероятной красоты панорама на Софиевский собор и центральную часть Киева.



А также на Михайловскую площадь и Михайловский златоверхий монастырь


Михайловский монастырь ведет историю с 1108 года, когда князь Святополк пожелал воздвигнуть на этом месте собор в честь Архангела Михаила. Приблизительно в то же время здесь был основан монастырь. Михайловский златоверхий знал и взлеты, и падения: временами процветал и считался богатейшим, временами жестоко страдал от превратностей судьбы (нападение Батыя, крымского хана Менгли Гирея и "красных комиссаров"). После практически полного разрушения в 30-е годы прошлого столетия был заново отстроен в середине 90-х.





На Михайловской площади установлен памятник. Скульптурная группа: апостол Андрей Первозванный, указывающий на «святые горы киевские», справа от него – просветители славянских народов Кирилл и Мефодий, в центре – княгиня Ольга. Памятник был открыт в 1911 году. Но в 1919 году композицию частично разрушили, а в 1923 г. демонтировали окончательно. В 1996 г. памятник возведён заново в белоснежном мраморе.



Глядя на лестницу, ведущую к Андреевской церкви, невольно вспоминаются кадры известной комедии - «За двумя зайцами». Финальные сцены этого фильма снимали именно здесь. Не случайно вблизи Андреевской церкви – памятник знаменитым актерам, сыгравшим роли Прони Прокоповны и Голохвастова – Маргарите Крынициной и Олегу Борисову. Небольшая скульптурная композиция запечатлела момент, когда Голохвастов, преклонив колено, делает предложение Проне Прокоповне, а она протягивает ему руку для поцелуя. Памятник, созданный по проекту скульпторов В. Щура и В. Сивко, был установлен в Киеве в 1999 году.



По легенде на месте, где находится Андреевская церковь, было древнейшее поселение, которое считают городом полянского князя Кия, основателя Киева. На вершине горы (Перуновом горбу) стоял деревянный славянский языческий идол - бог Перун, окружённый другими богами. Слева находились княжеские дворцы, а со временем и Десятинная церковь – первое каменное сооружение Киевской Руси. В I веке н.э. это место освятил апостол Андрей Первозванный. В XI столетии тут возник Андреевский монастырь. В сентябре 1744 года, в связи с прибытием в Киев императрицы Елизаветы Петровны, была заложена Андреевская церковь. Проект разработал известный архитектор Бартоломео Растрелли, а строительством непосредственно руководил зодчий И.Мичурин(1749 - 1754 г.г.)


За Андреевской церковью пролегает всем известная улица, соединившая Верхний город (Старый Киев) и Нижний город (Подол) – Андреевский спуск. В наше время эта уникальная старинная улица является центром народных умельцев, антикваров и художников. Также одними из самых интересных легенд Андреевского спуска являются люди, которые здесь жили в разные времена. Среди них выделяется выдающийся писатель Михаил Булгаков, музей которого расположен в доме № 13.

Памятник писателю Михаилу Булгакову в Киеве

Подол — одна из самых старых киевских местностей, находящаяся на правобережной низине между устьем реки Почайной и склонами Старокиевской горы, Замковой горы, гор Хоривицы и Щекавицы. Отсюда и происходит название местности —Подолье (долинная местность). Первые поселения на Подоле появились в начале нашей эры, а во времена Киевской Руси Подол стал торгово¬-ремесленным центром города. Центром Подола было Торжище (теперь — Контрактовая площадь). В середине ХІІІ века, после того как в ходе монголо-татарского нашествия был разрушен Верхний город, Подол фактически стал основным районом Киева. С XV по XIX ст. на Подоле находились орган городского самоуправления — магистрат, Киевское братство и Киевская академия. С конца XVII века Подол начал интенсивно застраиваться, а с 1797 года на Подоле проходили ежегодные контрактовые ярмарки. После пожара 1811 года почти вся застройка Подола была уничтожена (едва ли не все дома были деревянными). В результате перепланировки по проекту архитектора Уильяма Гесте Подол приобрел регулярную планировку с улицами, пересекающимися под прямым углом, и прямоугольными кварталами. Познакомимся с некоторыми известными зданиями Подола.

«Домиком Петра I» это строение зовут давно. На протяжении уже трех столетий в Киеве из уст в уста передается легенда о том, что квартировал в этом здании сам Пётр I. Здание построено после 1696 г., в начале XVIII века.

Домик Петра I в Киеве

В 1809 году, по проекту Л.Руски началось строительство нового Гостиного двора — торговый комплекс, на месте снесённого старого здания, в виде замкнутого прямоугольника с внутренними служебными помещениями, к которым вели шесть ворот. Здание должно было быть двухэтажным. Однако планам киевского магистрата, строителей и архитекторов помешали пожар 1811 года и война в 1812 году. В результате над уже построенным первым этажом соорудили крышу, и Гостиный двор надолго остался одноэтажным. В 1980—1982 годах была предпринята очередная реконструкция. В ее результате был, наконец, надстроен второй этаж, и здание приобрело свой нынешний вид.



Бывшая колокольня церкви Святой Екатерины Греко-Синайского монастиря (год последней перестройки – 1914). На данное время здание находится в распоряжении Национального банка Украины.

Бывшая колокольня церкви Святой Екатерины Греко-Синайского монастиря в Киеве

Церковь Успения Богородицы Пирогощи. Каменный храм, сооруженный возле подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132-36 гг. князьями Мстиславом и Ярополком - сыновьями князя Владимира Мономаха. Точное происхождение названия храма не установлено. По одной версии в храме во времена Киевской Руси находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от "пирготис" - "башенная"). Так называли в Византии иконы, размещенные в башнях монастырей, крепостей. Вторая версия - храм соорудили на деньги купцов - "пирог" - хлеб и "гощи" - купцы. Храм не был разрушен в XIII в. и оставался действующим. В 1482 г. храм разорен ордой Менгли-Гирея. В 1613 г. итальянский архитектор С.Браччи перестроил храм в ренессансных формах. До XVII в. церковь оставалась православной, в отличие от многих храмов, ставших греко-католическими. С тех пор ее стали называть митрополичьим собором. В ней был городской архив, возле храма проходили собрания горожан, хоронили выдающихся деятелей. После множественных перестроек, уничтожений от пожаров и полного разрушения в 1935 году в 1997-98 гг. храм восстановлен в формах древне-киевского (византийского) зодчества как действующий православный храм.

Церковь Успения Богородицы Пирогощи. Каменный храм в Киеве.

На улице Банковой сохранилось немало интересных домов старой постройки. Особенно привлекает дом № 10, в прошлом собственный дом архитектора Владислава Городецкого, сооруженный в 1901-1902 годах. Необычайный сложный рельеф земельного участка привел архитектор к смелому решению с использованием прогрессивного на то время строительного материала – железобетона. Фасад дома несет определенные признаки стиля модерн, который тогда входил в моду и украшен изображениями экзотичных животных и охотничьих мотивов, выполненных по эскизам Владислава Городецкого скульптором Е.Саля.


 Киево-Печерская Лавра - уникальный монастырский комплекс, внесенный ЮНЕСКО в список памятников всемирного значения. Комплекс включает в себя надземную часть(комплекс религиозных сооружений) и подземную (пещеры). Это один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси, основан в 1051 году при князе Ярославе Мудром монахом Антонием и его учеником Феодосием.


Но этой православной святыне будет посвящена отдельная экскурсия и отдельная статья…








Комментариев нет:

Отправить комментарий