История гласит, что первый Крестовоздвиженский храм в Киеве был построен ещё в ХIII веке князем Мстиславом Галицким. Храм возвели над обрывом Старокиевской горы, возвышающейся над Подолом, на том месте, где сейчас находится знаменитая Андреевская церковь. В 1744 году старый Крестовоздвиженский храм разбирают и на его месте возводят дворцовую Андреевскую церковь по заказу и в честь приезда в Киев императрицы Елизаветы Петровны. Это послужило поводом для ходатайства перед киевской духовной властью о разрешении строительства Крестовоздвиженского храма на Подоле. Строительство Кожемяцкой церкви, как её ещё называют, было связано со значительным ростом в то время населения слободы и его благополучие, а также с нежеланием значительной части живущих здесь ремесленников и мещан ходить на богослужение в отдаленную Васильевскую церковь.
Крестовоздвиженский храм построили в 1746-1748 годах на средства жителей урочищ Кожемяки и Гончары под горой Киселёвкой(Замковой). Церковь была деревянной трёхъярусной на каменном фундаменте и имела характерный для эпохи барокко крестообразный план с граненой апсидой на востоке.
Как известно, в 1811 году случился один из крупнейших в истории Киева пожаров, который уничтожил почти все деревянные здания на Подоле. Не смотря ни на что, в этом же году на этом же месте закладывается новая церковь – уже каменная. Комплекс постройки Крестовоздвиженского храма, который существует ныне, формировался в несколько этапов. Следует отметить, что строительство храма продвигалось благодаря энергичной подвижнической работе, проводимой среди прихожан – начали поступать значительные средства, причем даже от верующих других приходов. Сначала был построен только нижний ярус храма - придел в честь Архистратига Михаила. Такое название объясняют существованием якобы на этом месте в древности Новгородской (Михайловской) синагоги. В 1822 году киевским городским архитектором А.Меленским был составлен проект надстройки верхнего яруса в стиле классицизма для устройства Крестовоздвиженского придела и построения колокольни. Строительство началось 1823 году, но из-за нехватки средств завершилось только в 1838 году, когда прихожане накопили необходимые деньги и материалы. В 1841 году после завершения отделочных работ митрополит Филарет освятил главный престол церкви. Продолговатый в плане объем храма содержал закругленную алтарную часть, перекрытую приземистым куполом. В 1859-1860 годах над западной частью храма была возведена колокольня по плану епархиального архитектора П. Спарро в стиле позднего классицизма, характерном для той эпохи.
В конце 60-х гг. XIX в. до прихода Крестовоздвиженской церкви приписывается значительная часть верующих других приходов, особенно старокиевской Вознесенски. Это объяснялось увеличением плотности застройки жильем участков, прилегающие к храму, и переселением сюда киевлян, живших ранее в менее удобных местах на склонах соседних холмов. В значительной степени такие изменения обусловили необходимость расширения храма. С обеих сторон центрального объема добавили деревянные пристройки. Дальнейшее расширение церкви осуществлялось по проекту В. Николаева. На протяжении 1886-1887 годов вместо деревянной южной галереи возведен кирпичный придел с полуподвалом, в нижнем помещении – приходская школа. В 1901 году началось строительство вместо деревянного двухъярусного кирпичного северного придела, которое продолжалось до 1905 года. Придел верхней новой пристройки освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Крестовоздвиженская церковь и ее школа со временем превратились в весьма уважаемый среди жителей Подола церковно-просветительский центр.
В начале 80-х годов XIX века были выполнены важные работы по благоустройству церковной усадьбы. Прежде всего построили каменную ограду для разграничения части двора и площади, прилегающей к церкви. После этого под горой для предотвращения оползней забили дубовые столбы и исполнили «обдерновку» откосов, обустроили вокруг церкви тротуары.
В 1914 году в северо-западном уголке церковной усадьбы по проекту архитектора А.Петренка была возведена небольшая часовня в псевдо-русском стиле для погребальных служб.
В конце 1914 году подрядчик по росписи церквей Лев Кохно предложил на льготных условиях украсить храм орнаментами и живописью. Разрешение на монументально-декоративные росписи приделов бы ло получено. По соглашению, составленному с иконописным мастером Львом Кохно, последний обязывался «расписать живописью и орнаментами с панелью под мрамор, частью с золотом, частью с алюминием и частью с желтой и белой бронзой ... сделать до 30 священных изображений - одиночных и таких сложных, как Тайная Вечеря, Воздвижения Животворящего Креста Господня и др.». Как следует из акта, составленного 18 января 1915 года членами Комитета по росписи церкви, свою работу Л.Кохно к тому времени выполнил в соответствии с данными ему задачами вполне добросовестно. В печатных литературных источниках приводятся данные, что в росписи Казанского придела участвовал известный украинский живописец, прихожанин Крестовоздвиженской церкви, Григорий Петрович Светлицкий.
После революции храм оставался некоторое время действующим, но в 1935 году его закрыли, а последнего настоятеля церкви - священника Феодосия Павловича Павловского - сослали в Сибирь.
В 1936-1941 годах церковные помещения использовались под различные мастерские и склады. Интерьеру храма, его декоративному убранству был нанесен огромный ущерб. Однако в годы немецкой оккупации богослужение возобновились и больше не прекращалась.
В 1986-1988 годах были проведены ремонтно-реставрационные работы верхнего яруса, восстановили живопись. В 1991 году началась реставрация нижнего придела Св.Михаила, а с августа 2000 года там совершается богослужение.
Известным фактом, связанным с Крестовоздвиженским храмом, является то, что 18 мая 1891 года здесь крестили будущего писателя Михаила Булгакова. Он родился в доме по улице Возвиженской, 10-в, где его отец - доцент духовной академии протоиерей Афанасий Булгаков арендовал квартиру у настоятеля Крестовоздвиженского храма Матфея Бутовского.
Без сомнения, этот памятник архитектуры является настоящей национальной святыней. Храм принадлежит Украинской православной церкви. Святыни храма - частица Креста Господня – в Распятии(в алтаре), икона свт.Митрофана Воронежского с частицей мощей.
Крестовоздвиженский храм построили в 1746-1748 годах на средства жителей урочищ Кожемяки и Гончары под горой Киселёвкой(Замковой). Церковь была деревянной трёхъярусной на каменном фундаменте и имела характерный для эпохи барокко крестообразный план с граненой апсидой на востоке.
Как известно, в 1811 году случился один из крупнейших в истории Киева пожаров, который уничтожил почти все деревянные здания на Подоле. Не смотря ни на что, в этом же году на этом же месте закладывается новая церковь – уже каменная. Комплекс постройки Крестовоздвиженского храма, который существует ныне, формировался в несколько этапов. Следует отметить, что строительство храма продвигалось благодаря энергичной подвижнической работе, проводимой среди прихожан – начали поступать значительные средства, причем даже от верующих других приходов. Сначала был построен только нижний ярус храма - придел в честь Архистратига Михаила. Такое название объясняют существованием якобы на этом месте в древности Новгородской (Михайловской) синагоги. В 1822 году киевским городским архитектором А.Меленским был составлен проект надстройки верхнего яруса в стиле классицизма для устройства Крестовоздвиженского придела и построения колокольни. Строительство началось 1823 году, но из-за нехватки средств завершилось только в 1838 году, когда прихожане накопили необходимые деньги и материалы. В 1841 году после завершения отделочных работ митрополит Филарет освятил главный престол церкви. Продолговатый в плане объем храма содержал закругленную алтарную часть, перекрытую приземистым куполом. В 1859-1860 годах над западной частью храма была возведена колокольня по плану епархиального архитектора П. Спарро в стиле позднего классицизма, характерном для той эпохи.
В конце 60-х гг. XIX в. до прихода Крестовоздвиженской церкви приписывается значительная часть верующих других приходов, особенно старокиевской Вознесенски. Это объяснялось увеличением плотности застройки жильем участков, прилегающие к храму, и переселением сюда киевлян, живших ранее в менее удобных местах на склонах соседних холмов. В значительной степени такие изменения обусловили необходимость расширения храма. С обеих сторон центрального объема добавили деревянные пристройки. Дальнейшее расширение церкви осуществлялось по проекту В. Николаева. На протяжении 1886-1887 годов вместо деревянной южной галереи возведен кирпичный придел с полуподвалом, в нижнем помещении – приходская школа. В 1901 году началось строительство вместо деревянного двухъярусного кирпичного северного придела, которое продолжалось до 1905 года. Придел верхней новой пристройки освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Крестовоздвиженская церковь и ее школа со временем превратились в весьма уважаемый среди жителей Подола церковно-просветительский центр.
В начале 80-х годов XIX века были выполнены важные работы по благоустройству церковной усадьбы. Прежде всего построили каменную ограду для разграничения части двора и площади, прилегающей к церкви. После этого под горой для предотвращения оползней забили дубовые столбы и исполнили «обдерновку» откосов, обустроили вокруг церкви тротуары.
В 1914 году в северо-западном уголке церковной усадьбы по проекту архитектора А.Петренка была возведена небольшая часовня в псевдо-русском стиле для погребальных служб.
В конце 1914 году подрядчик по росписи церквей Лев Кохно предложил на льготных условиях украсить храм орнаментами и живописью. Разрешение на монументально-декоративные росписи приделов бы ло получено. По соглашению, составленному с иконописным мастером Львом Кохно, последний обязывался «расписать живописью и орнаментами с панелью под мрамор, частью с золотом, частью с алюминием и частью с желтой и белой бронзой ... сделать до 30 священных изображений - одиночных и таких сложных, как Тайная Вечеря, Воздвижения Животворящего Креста Господня и др.». Как следует из акта, составленного 18 января 1915 года членами Комитета по росписи церкви, свою работу Л.Кохно к тому времени выполнил в соответствии с данными ему задачами вполне добросовестно. В печатных литературных источниках приводятся данные, что в росписи Казанского придела участвовал известный украинский живописец, прихожанин Крестовоздвиженской церкви, Григорий Петрович Светлицкий.
После революции храм оставался некоторое время действующим, но в 1935 году его закрыли, а последнего настоятеля церкви - священника Феодосия Павловича Павловского - сослали в Сибирь.
В 1936-1941 годах церковные помещения использовались под различные мастерские и склады. Интерьеру храма, его декоративному убранству был нанесен огромный ущерб. Однако в годы немецкой оккупации богослужение возобновились и больше не прекращалась.
В 1986-1988 годах были проведены ремонтно-реставрационные работы верхнего яруса, восстановили живопись. В 1991 году началась реставрация нижнего придела Св.Михаила, а с августа 2000 года там совершается богослужение.
Известным фактом, связанным с Крестовоздвиженским храмом, является то, что 18 мая 1891 года здесь крестили будущего писателя Михаила Булгакова. Он родился в доме по улице Возвиженской, 10-в, где его отец - доцент духовной академии протоиерей Афанасий Булгаков арендовал квартиру у настоятеля Крестовоздвиженского храма Матфея Бутовского.
Без сомнения, этот памятник архитектуры является настоящей национальной святыней. Храм принадлежит Украинской православной церкви. Святыни храма - частица Креста Господня – в Распятии(в алтаре), икона свт.Митрофана Воронежского с частицей мощей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий