Одним из самых древних храмов, сохранившемся на Подоле, является церковь Николая Притиска, которая построена предположительно в 1695-1707 годах, по другим данным – в 1631 году. Этот храм, один из трёх на Подоле, посвящённых святому чудотворцу Николаю, является уникальным памятником в стиле украинского барокко. Существует несколько версий происхождения названия храма. Одна из них связана с Притыкой (причалом) в гавани, существовавшей в устье реки Почайны. Ещё в древние времена там была деревянная церковь св.Николая - покровителя купцов, торговцев и моряков. Считается, что это название перешло к современному храму, построенному недалеко от гавани. Другая версия ссылается на народную легенду, согласно которой икона св.Николая Чудотворца «притиснула» вора, который пытался ограбить церковь. Первое прямое свидетельство о деревянной церкви на этом месте датируется 1611 годом, хотя существует упоминание о доме «Никольского попа» в описании города 1552 года, относящееся к этому храму.
Во время реставрационных работ в 1987 году было установлено, что храм стоит на фундаменте древнерусского сооружения ХII – ХIII веков, что подтверждает теорию о том, что церковь св.Николая Притиска является самой древней на Подоле. Церковь Николая Притиска - синтез украинского барокко и историзма была построена в 1695 - 1707 годах на месте одноименной деревянной церкви, возведенной в 1631 году на средства киевского мещанина по прозвищу Железный Грош. Трижды храм реконструировали после пожаров. Первый раз храм пострадал в пожаре в 1651 году. В 1718 году церковь горела снова, но была быстро восстановлена в 1750 году. В 1789 году к ней пристроили колокольню с тёплой Сретенской церковью. После страшного подольского пожара 1811 года относительно быстро нашлись средства на восстановление храма и к 1819 году его возобновили. Реставрационными работами руководил А.И.Меленский. В 1830-х годах в нижнем ярусе колокольни пробили арочные проёмы, а вокруг возвели одноярусную пристройку с тамбуром и дополнительным помещением теплой церкви. В 1850-е годы заново возведён верхний ярус, а в 1868 году с южной стороны к притвору пристроили часовню в честь спасения Александра II в железнодорожной катастрофе. Внутри, под руководством выдающегося архитектора Владимира Николаева соорудили четыре кафельные печи, которые до настоящего времени не сохранились.
Во время реставрационных работ в 1987 году было установлено, что храм стоит на фундаменте древнерусского сооружения ХII – ХIII веков, что подтверждает теорию о том, что церковь св.Николая Притиска является самой древней на Подоле. Церковь Николая Притиска - синтез украинского барокко и историзма была построена в 1695 - 1707 годах на месте одноименной деревянной церкви, возведенной в 1631 году на средства киевского мещанина по прозвищу Железный Грош. Трижды храм реконструировали после пожаров. Первый раз храм пострадал в пожаре в 1651 году. В 1718 году церковь горела снова, но была быстро восстановлена в 1750 году. В 1789 году к ней пристроили колокольню с тёплой Сретенской церковью. После страшного подольского пожара 1811 года относительно быстро нашлись средства на восстановление храма и к 1819 году его возобновили. Реставрационными работами руководил А.И.Меленский. В 1830-х годах в нижнем ярусе колокольни пробили арочные проёмы, а вокруг возвели одноярусную пристройку с тамбуром и дополнительным помещением теплой церкви. В 1850-е годы заново возведён верхний ярус, а в 1868 году с южной стороны к притвору пристроили часовню в честь спасения Александра II в железнодорожной катастрофе. Внутри, под руководством выдающегося архитектора Владимира Николаева соорудили четыре кафельные печи, которые до настоящего времени не сохранились.
Росписи храма не образуют стилистически единый комплекс изображений, а состоят из фрагментов и отдельных композиций разных периодов. Здесь есть живописные фрагменты датированные XVIII веком, а есть росписи 90-х годов прошлого века. Исторические документы дают информацию, что художественное оформление храма началось ещё с 1833 года. В том году, состоялся капитальный ремонт после которого храм расписывал художник О.Суховеев. Он с помощниками создал 14 сюжетных композиций на стенах и сводах храма. В 1887 году живопись храма был восстановлена. Этим занималась артель малярного мастера П.Давиденка. В 1903 году его поновил художник Георгий Крушевский, часть росписей создана заново по образцу Владимирского собора. Вероятно, именно тогда окончательно сформировалась стилистика главных композиций храма.
В 1934-1935 годах в храме Николая Притиска правил службы Иоанн Павловский - известный деятель и архиепископ Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). После ликвидации УАПЦ он 6 лет был митрополитом Харьковским и всея Руси Украинской православной церкви (1930-1936 г.г.) В 1934 году, после перевода столицы из Харькова, И.Павловский переехал в Киев. Здесь кафедральным храмом митрополита стала церковь Николая Притиска. Но не надолго - в 1935 году храм закрыли. А через год Павловского арестовали (в очередной раз). Произошло это в Белгородской области. Там митрополита и расстреляли. Где его могила - до сих пор не известно. После второй мировой войны церковь Николая Притиска (открытая немцами в период оккупации) находилась в аварийном состоянии. В 1950 году ее в очередной раз закрыли, а в 1956-7 годах были осуществлены противоаварийные работы. В 1982 году началась масштабная реставрация церкви, во время которой в 1983 году из-за повышения уровня грунтовых вод вследствие строительства метрополитена произошёл обвал стен и сводов юго-восточной части храма из-за чего пришлось снять купол. В связи с этим были проведены дополнительные строительные работы. Реставрация продолжалась до 1990 года. После её завершения церковь передали верующим. Вначале храм принадлежал Украинской Автокефальной Православной церкви, а в настоящее время – Украинской Православной церкви Киевского Патриархата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий