25 августа 2014

Казатин

7 июля 2014 года, своё 140-летие отметил небольшой городок Винницкой области, но большая узловая станция Юго-Западной железной дороги - Казатин. Своё название Казатин получил от названия села («Козачий тин»(укр.)), которое находится в 3 км от станции. Первое письменное упоминание о нём датируется 1734 годом во время восстания гайдамаков во главе с Верланом. До появления города здесь была малозаселённая пустынная болотистая местность, непригодная для возделывания земель.



Именно благодаря удачному инвестированию землевладельцем и меценатом Марьяном Васютинским своего земельного надела в акционерное общество «Одесско-Балтская железная дорога» появился Казатин. Обустройство здесь станции сразу обогатило всё окружающее население и Казатин стал принадлежать к наиболее состоятельным местностям Киевской губернии. В "Иллюстрированном путеводителе по Юго-Западным казенным железным дорогам", который был издан в 1899 году в Киеве о нём писалось так: «...Далее, на 149 версте от Киева находится станция Казатин - едва ли не самая важная узловая станция Юго –Западных железных дорог с одним из лучших вокзалов всей русской рельсовой сети. Находясь на пути между Киевом и Одессой в пункте соединений железнодорожных линий, ведущих с одной стороны на Брест и Граево, а с другой – на Умань, Казатин является весьма оживленным центром, где господствует постоянное движение, где круглые сутки приходят и отходят поезда и беспрерывно сменяется суетящаяся и волнующаяся толпа пассажиров...” На обустройство вокзала было выделено 292144 руб., что позволило уже через год архитектору А.В.Кобелеву завершить строительство.


Вокзал построен по проекту архитектора В.И.Куликовского и считается одним из самых старых вокзалов Украины, внесён в список архитектурных памятников. Здание вокзала расположено островом - по обе стороны его проложены рельсовые колеи. Это значительно увеличивало пропускную способность станции и дало возможность одновременно принимать и отправлять несколько поездов, избегая при этом хождение пассажиров по путям. Внутри вокзала обращал на себя внимание роскошный овальный зал I и II класса. Так же здесь было сосредоточено всё, что необходимо пассажирам в пути: билетные кассы, телеграф, парикмахерская, камеры хранения. Очень быстро Казатин превратился в одну из крупнейших узловых станций Юго-Западной железной дороги. Вместе со строительством вокзала и железной дороги растёт и развивается город.





Ещё в 1874 г. был утверждён первый план города и 7 июля 1874 г. посёлок рабочих Казатин был отнесён к категории городов Бердичевского уезда Киевской губернии. В начале ХХ века здесь проживало около 5 тысяч человек, была православная церковь, костёл, две еврейские молельни, железнодорожное депо, двухклассное министерское железнодорожное училище,




школа,


больница, аптеки. А также работали мельницы, кузницы, столярные, шапочные, сапожные, бондарские мастерские, кирпичный и пивной заводы. По четвергам проводились еженедельно базары.

К сожалению, кроме вокзала, больше в городе не сохранились значительные памятники архитектуры. 

                             Водонапорная башня - ровесница вокзала: 


Культовые сооружения были разрушены при советской власти. В 1911 г. начали строительство костёла Матери Божьей Доброй Рады. Большую сумму денег на строительство которого пожертвовал всё тот же Марьян Васютинский. Здание костёла в неоготическом стиле было уменьшенной копией костёла Св.Николая в Киеве, что даёт повод предполагать, что архитектором является Владислав Городецкий. Ведь между киевским и казатинским было очень много схожего. Во-первых, оба выполнены в неоготическом стиле; во-вторых, Казатинский костел начали строить в 1911 г., после завершения строительства в Киеве 1909. В-третьих, оба построены на сваях, а это в то время была новость, и к тому же - идея самого Владислава Городецкого, молодого и талантливого в то время архитектора. Сам Городецкий был родом из нынешней Винницкой области, из села Шолудьки Немировского района, которое существует до сих пор. Он мог разработать проект для своих земляков, которые в то время собирали средства для сооружения костела. Еще один убедительный факт - это то, что, как утверждают очевидцы, материал, из которого был построен костел, был очень прочный, а значит, очень качественный. А у Городецкого был свой бетонный завод под Киевом, и материалы именно с этого завода архитектор использовал для своих проектов. Здание было на столько прочным, что для его разрушения пришлось применять динамит. Местные жители не позволяли уничтожить святыню, пока власти не начали угрожать подорвать костёл вместе с верующими. В последствии строительный материал разрушенного костёла перевезли для сооружения школы № 1.

В декабре 1917г. в Казатине находилась ставка генерала Павла Скоропадского. Весной 1921 г. в городе был создан антибольшевистский повстанческий комитет, который возглавил друг С.Петлюры Балагута-Бойко. Его деятельность прекратилась летом-осенью 1921 г. В 1923 г. Казатин стал районным центром Бердичевского уезда, а в 1932 г. – районным центром Винницкой области. Во время Второй мировой войны с 15 июля 1941 г. по 28 декабря 1943 г. город был оккупирован немецко-фашистскими войсками. С 2000 г. – город областного подчинения.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий