В 80-х годах ХVIII в. в усадьбе Грохольских был построен замок, называемый Пятничанским (по названию местности). Комплекс сооружений расположен в ландшафтном парке, что находится в винницком районе Пятничаны, построен графом Михаилом Грохольским. Дворец выполнен в стиле раннего классицизма. Рядом выстроены два флигеля, павильон и водонапорная башня, стилизованная под средневековую. Замок - дворец строился татарскими и турецкими пленными, как оборонный. На некотором расстоянии от самого замка были размещены башни, от которых шел ров и вал. На рву и валах стояла еще одна цилиндрическая башня.
В замке находилась часовня и огромная библиотека - 10 000 томов на французском, польском и английском языках и много семейных портретов известных мастеров. Была также коллекция оружия и рыцарских доспехов.
В замке находилась часовня и огромная библиотека - 10 000 томов на французском, польском и английском языках и много семейных портретов известных мастеров. Была также коллекция оружия и рыцарских доспехов.
В центре города расположено богато декорированное здание главного корпуса Винницкого торгово-экономического института. Здание построено по проекту архитектора Чекмарёва в 1889 г. на средства купца Цаль Лейбовича Вайнштейна для нужд реального училища-самого большого образовательного учреждения того времени. С 1968 г. в здании находится Винницкий филиал Киевского торгово-экономического института.
Архитектурный облик центральной части города в основном сформировался в начале ХХ в. благодаря главному архитектору Винницы Григорию Артынову.
Григорий Григорьевич Артынов стал главным архитектором города в начале ХХ в. До него в Виннице – маленьком провинциальном городке, который делал лишь первые шаги на пути к европейской цивилизации, не существовало должности городского архитектора.
Среди первых своих работ на новой должности Г.Г.Артынов в 1900 г. проектирует здание женской гимназии.
Для финансирования работ городской голова Николай Васильевич Оводов привлек известного в городе купца и мецената Аврама Ионовича Марьянчика. В то время торгово-ремесленническая еврейская община была чуть ли не единственной реальной финансовой силой города. Знакомство с А. Марьянчиком и другими купцами побудило Артынова к открытию частной архитектурной практики, ориентированной на довольно привередливых заказчиков. Так был спроектирован дом для капитана Четкова
особняк капитана Л.Длуголенского
дом генерала Алексея Брусилова
Артынов берется за строительство особняков и прибыльных домов в центральных кварталах. Творчество Г.Г.Артынова во многом определило образ Винницы - традиционно уютного, и вместе с тем, довольно развитого города. Но городские особняки и прибыльные здания были лишь второстепенной частью деятельности городского архитектора. Город нуждался в канализации, освещении, надежных мостах, библиотеках и больницах, отелях и банках, судебных, уездных и земских учреждениях.
Для здания городского театра (1910 г.)
и отеля "Савой" (1907-1912 г.г.) Артынову понадобилась "историческая" стилизация, хотя и интерпретированная в модерновых вариантах.
Можно предположить, что на это повлияли стилистические требования относительно оформления этих зданий так же, как и дома окружного суда. Есть основания предполагать, что, при проектировании этого здания, городского архитектора допустили лишь к принятию инженерных решений, устранив от решения архитектурных задач, поскольку Винницкий окружной суд в 1909 году проектировал архитектор Министерства юстиции, академик В.А.Пруссаков, для которого Григорий Артынов выполнил чертежи конструкций и перекрытий.
С 1860-го по 1900-е годы население Винницы увеличилось втрое и составляло в 1910г. 80 тысяч человек. Активная застройка городскими особняками микрорайонов Славянки и Замостья вызвали к жизни и новые общественные учреждения. Артынову поручают проектирование городской Гоголевской библиотеки(1902-1907 г.г., теперь областная государственная научная универсальная библиотека им. К.А.Тимирязева),
храма Воскресения Христова (проект - 1902 г. строительство завершилось в 1910 г. Теперь действующая церковь по ул. Хмельницкое шоссе), каменных ступенек к Бугу.
В 1911 году под руководством Артынова заканчивается реконструкция и оформление дома городской Думы (1870-1911 гг., теперь товарная универсальная биржа).
Творческое наследие Артынова довольно разнообразно. Из событий, описанных прессой в 1915-1919гг., видно, что Григорий Григорьевич проявлял заботу об озеленении и благоустройстве города, развитии городского водопровода (первые линии - 1910 г.) и канализации (также 1910-е гг.). Во времена кровавой революции 1905 года, Первой Мировой, а потом гражданской войны, городской архитектор Винницы продолжал не только выполнять свои служебные обязанности, но и выступил инициатором создания в сентябре 1919 г. "Общества благосостояния города Винницы", проектировал городскую вертикальную канализацию с биологическими фильтрами, использовал энергии Южного Буга, планировал новую застройку города.
Предположительно Г.Г.Артынов умер в 1919 г. Точная дата смерти и место погребения первого главного архитектора Винницы неизвестны.
В 2010 году 11 сентября Винница отпраздновала свое 655-летие. Именно во время этого грандиозного мероприятия, состоялось торжественное открытие памятника Григорию Артынову, который был первым архитектором города.
Необычный памятник установлен в пешеходной части в сердце сквера Козицкого. Это бронзовая скульптура архитектора, присевшего на лавочку отдохнуть в парке.
Автором монумента является скульптор по имени Владимир Цысарик со Львова. По словам самого скульптура, концепция памятника заключалась в следующем: Артынов, прогуливаясь по улочкам города, решил отдохнуть на довольно необычной скамейке. На ней вы можете увидеть целый город, зданиями которого являются различные работы Артынова.
В основе бронзового памятника лежит центральная арка и верхний карниз бывшей женской гимназии, которая сегодня известна, как школа № 2. Спинка монумента похожа на верх арочного окна.
И ещё несколько фотографий напоследок…
Комментариев нет:
Отправить комментарий