Есть в Житомирской области небольшое село Городковка, обычная живописная
местность, где проживает около тысячи жителей, но которое имеет необычную
визитную карточку. Среди украинских полей и голубых озер, как средневековый
замок, расположился костел Святой Клары. В проекте здания тесно переплелись
архитектура романского и готического стилей, что совершенно нехарактерно для
сооружений Центральной Украины. Этот эффект был достигнут с помощью сочетания
неотесаного камня с красным кирпичом и красной черепицей, которая была
привезена с польського завода. Костел поражал акустикой интерьера и мелодией
колоколов. На колокольне была оригинальная конструкция из трех колоколов,
самый большой из которых имел вес 150 кг. Окна имели цветные витражи, под
потолком висела хрустальная люстра. Костел был построен в 1913 году, но и
сейчас поражает и привлекает туристов своей необычной красотой.
Окунемся немного в историю… Первое название села Городковка - Большие Жердели,
селение было основано во времена Великого княжества Литовского. Первым
известным владельцем имения был Лозовицкий, получивший от литовського князя
эту землю в дар за значительные боевые заслуги.
В 1482 году Большие Жердели были сожжены во время большого нашествия татарской орды и местность оставалась незаселенной до начала ХVII века, тогда возрожденное селение получило название Халаимгородок. Однако, вскоре село вновь подверглось опустошению от казаков во время восстания Богдана Хмельницкого.
С XVIII века село принадлежит шляхтичам Ивановским. История часовни Св. Клары и костела в Халаимгородке тесно связана с жизнью семьи Ивановских. Так, в 1782 году село стало принадлежать Летичевскому казначею Мацею Ивановскому, после его смерти - его сыну Дезидерию Ивановскому, маршалку Житомирского уезда. В 1844 году умер Д.Ивановский, а в 1848-м на 30-м году жизни скончалась его дочь Фабина (в браке Михаловская). Клара Ивановская ставит и освящает возле часовни памятный знак мужу и дочери из серого нешлифованного гранита. Сыну Евстахию она завещала построить костел, однако осуществить этот замысел ему не удалось. После смерти Е.Ивановского его имение, а также библиотеку, архив и картинную галерею по завещанию унаследовали родные братья Мариуш и Евстахий Жмигродзкие. Их родителям, Анне и Ромуальду Жмигродзким, которые проживали в с. Кашперовка, удалось наконец воплотить в жизнь волю К. Ивановской. В 1910 году на месте часовни началось строительство костела, которое закончилось в 1913 году. Сооружали храм польские мастера и жители Халаимгородка и соседнего села Жердели под руководством Е.Яблонского и технолога А.Ходака.
В 1482 году Большие Жердели были сожжены во время большого нашествия татарской орды и местность оставалась незаселенной до начала ХVII века, тогда возрожденное селение получило название Халаимгородок. Однако, вскоре село вновь подверглось опустошению от казаков во время восстания Богдана Хмельницкого.
С XVIII века село принадлежит шляхтичам Ивановским. История часовни Св. Клары и костела в Халаимгородке тесно связана с жизнью семьи Ивановских. Так, в 1782 году село стало принадлежать Летичевскому казначею Мацею Ивановскому, после его смерти - его сыну Дезидерию Ивановскому, маршалку Житомирского уезда. В 1844 году умер Д.Ивановский, а в 1848-м на 30-м году жизни скончалась его дочь Фабина (в браке Михаловская). Клара Ивановская ставит и освящает возле часовни памятный знак мужу и дочери из серого нешлифованного гранита. Сыну Евстахию она завещала построить костел, однако осуществить этот замысел ему не удалось. После смерти Е.Ивановского его имение, а также библиотеку, архив и картинную галерею по завещанию унаследовали родные братья Мариуш и Евстахий Жмигродзкие. Их родителям, Анне и Ромуальду Жмигродзким, которые проживали в с. Кашперовка, удалось наконец воплотить в жизнь волю К. Ивановской. В 1910 году на месте часовни началось строительство костела, которое закончилось в 1913 году. Сооружали храм польские мастера и жители Халаимгородка и соседнего села Жердели под руководством Е.Яблонского и технолога А.Ходака.
В 1935 году советская власть костел закрыла, а его помещение превратила
в клуб. Известно, что при немецкой оккупации во время Второй мировой войны
костел на некоторое время возобновил свою деятельность. Однако, в 1961 году
храм начали использовать как колхозный амбар, а орган и внутренние росписи
уничтожили.
В 70-х годах XX века архитектурный шедевр настолько понравился художнику Ивану Стадничуку, что он написал картину, изобразив костел Св. Клары на своем полотне.
Лишь в 90-х годах XX века храм вернули римо-католической общине. Сегодня костел вместе с колокольней тщательно отреставрировали, его архитектура прекрасно сохранилась в своем первоначальном виде, а окружающую территорию засадили цветами. Сейчас внутри храма наблюдается уютная и умиротворяющая атмосфера, здесь хранятся оригинальные иконы и старинный местный клавесин, а недавно сюда привезли частичку мощей Папы Римского Иоанна Павла II.
В 70-х годах XX века архитектурный шедевр настолько понравился художнику Ивану Стадничуку, что он написал картину, изобразив костел Св. Клары на своем полотне.
Лишь в 90-х годах XX века храм вернули римо-католической общине. Сегодня костел вместе с колокольней тщательно отреставрировали, его архитектура прекрасно сохранилась в своем первоначальном виде, а окружающую территорию засадили цветами. Сейчас внутри храма наблюдается уютная и умиротворяющая атмосфера, здесь хранятся оригинальные иконы и старинный местный клавесин, а недавно сюда привезли частичку мощей Папы Римского Иоанна Павла II.
Комментариев нет:
Отправить комментарий