
Киево-Печерская Лавра является самым древним православным монастырём Руси. Во всём мире её всегда почитали как великую святыню Православия. Главной достопримечательностью Лавры являются пещеры, которые использовали для молитвенного уединения монахи. В дальнейшем пещеры стали местом упокоения нетленных мощей угодников Божьих. До нашего времени сохранились мощи 122 святых, среди которых – первый летописец Руси и основатель школ преподобный Нестор, первый русский иконописец преподобный Алипий, былинный богатырь Илья Муромец, святые целители, воины и выдающиеся церковные деятели. Также в пещерах находятся мироточивые главы, источающие елей или миро, исцеляющее недуги истинно верующих.
Впервые в истории пещеры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца ещё в начале XII в. Основателем пещерного затворничества он называет священника Илариона, служившего в церкви Двенадцати апостолов, что в киевском предместье Берестове. Подобно первым христианским подвижникам Иларион ископал себе двухсаженную пещеру и затворялся в ней для молитвы.
После того как в 1051 г. Иларион становится первым русским по происхождению митрополитом, в опустевшей пещере поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний, положивший начало монашескому деланию. Именно 1051 г. Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители. Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, среди которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, ископали для себя новые келии и соединили их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Спустя 10 лет, когда число братии достигло 12 человек , преподобный Антоний, стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал новую пещеру. Поэтому эти пещеры были названы Антониевыми (Ближними), а первоначальные – Феодосиевыми (Дальними)
С каждым годом число иноков увеличивалось и пещеры стали тесны для братии, поэтому Антоний выпросил у великого князя Изяслава Ярославовича всю гору над пещерой. Они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. В 1062 г. была построена церковь на месте нынешнего главного собора, возникший монастырь получил название Печерского. «Лавра» означает статус, его получали большие и влиятельные монастыри, которые напоминали своими размерами небольшие городки, имеющие свои улицы (в переводе с греческого «лавра» — улица).
После погребения в пещерах преподобного Антония (1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Мощи преподобного Феодосия были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь. Мощи других подвижников оставались в пещерных криптах. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. На тех же досках писали лики угодников.
В 1108 г. был канонизован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. Пётр Могила, митрополит Киевский канонизировал ещё 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится центром паломничества православных верующих. Для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены, узкие коридоры укрепили и расширили. Также были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во Храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова. Были устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), в Дальних – во имя преподобного Феодосия Печерского ( нач. XVIII в.)
Сейчас Ближние и Дальние пещеры соединены крытой галереей:
В 70-е годы XI в. начинается строительство наземных храмов – были возведены Успенский собор
Троицкая надвратная церковь
и Трапезная
В 1696 году строится церковь Рождества Богородицы
В 1616 году была основана типография. Пётр Могила открыл здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом основания Киево-Могилянской коллегии.
После большого пожара в 1718 началось восстановление поврежденных зданий и сооружение новых. Успенский собор (Великая церковь) и Троицкая надвратная церковь приобрели вид барокко, а вокруг территории верхней Лавры были возведены каменные стены. В 1731-1745 г.г. была построена Великая Лаврская колокольня. Её высота вместе с крестом составляет 96, 5 метров.
Это не единственная колокольня Лавры: колокольня на Дальних пещерах
Колокольня Ближних пещер
Строится Крестовоздвиженская церковь
Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени.
...кроме Успенского собора, который был взорван в 1941 г. во время Второй Мировой Войны. До сих пор точно не установлено кем производились взрывные работы — немцами, или советским подпольем. На территории Лавры сохранился огромный обломок взорванного Успенского собора.
К 950-летию Лавры храм был восстановлен и освящён 24 августа 2000 г. Собор восстановили в таком виде, в котором он существовал с XVIII по ХХ в.
Возле Трапезного собора находится могила известного русского государственного деятеля, премьер-министра Российской империи Петра Столыпина, убитого в Киеве в 1911 г.
С 1990 г. Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впервые в истории пещеры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца ещё в начале XII в. Основателем пещерного затворничества он называет священника Илариона, служившего в церкви Двенадцати апостолов, что в киевском предместье Берестове. Подобно первым христианским подвижникам Иларион ископал себе двухсаженную пещеру и затворялся в ней для молитвы.
В 1108 г. был канонизован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. Пётр Могила, митрополит Киевский канонизировал ещё 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится центром паломничества православных верующих. Для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены, узкие коридоры укрепили и расширили. Также были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во Храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова. Были устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), в Дальних – во имя преподобного Феодосия Печерского ( нач. XVIII в.)
Сейчас Ближние и Дальние пещеры соединены крытой галереей:
В 70-е годы XI в. начинается строительство наземных храмов – были возведены Успенский собор
Троицкая надвратная церковь
и Трапезная
В 1696 году строится церковь Рождества Богородицы
В 1616 году была основана типография. Пётр Могила открыл здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом основания Киево-Могилянской коллегии.
После большого пожара в 1718 началось восстановление поврежденных зданий и сооружение новых. Успенский собор (Великая церковь) и Троицкая надвратная церковь приобрели вид барокко, а вокруг территории верхней Лавры были возведены каменные стены. В 1731-1745 г.г. была построена Великая Лаврская колокольня. Её высота вместе с крестом составляет 96, 5 метров.
Это не единственная колокольня Лавры: колокольня на Дальних пещерах
Колокольня Ближних пещер
Строится Крестовоздвиженская церковь
Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени.
...кроме Успенского собора, который был взорван в 1941 г. во время Второй Мировой Войны. До сих пор точно не установлено кем производились взрывные работы — немцами, или советским подпольем. На территории Лавры сохранился огромный обломок взорванного Успенского собора.
К 950-летию Лавры храм был восстановлен и освящён 24 августа 2000 г. Собор восстановили в таком виде, в котором он существовал с XVIII по ХХ в.
Возле Трапезного собора находится могила известного русского государственного деятеля, премьер-министра Российской империи Петра Столыпина, убитого в Киеве в 1911 г.
С 1990 г. Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий