31 августа 2020

Кирилловская церковь, Киев

Кирилловская церковь
В ХІІ веке в северо-западной части Киева, в урочище Дорогожичи великим князем Всеволодом Ольговичем был основан родовой монастырь - Кирилловский, который до сих пор существует и является одним из немногих, сохранившихся со времен Киевской Руси.
В те времена Дорогожичи были важным стратегическим плацдармом на пути к Киеву. Именно здесь сходились дороги, связывавшие Киев с Черниговом, Полоцком, Новгородом, Волынью, Галичем, а также с торговыми центрами Европы. В 1139 году черниговский князь Всеволод Ольгович захватил Киев со стороны Дорогожичей и во время своего киевского княжения (1139-1146 г.г.) заложил на Дорогожичах церковь, посвященную своему небесному патрону - св. Кириллу Александрийскому. Этот уникальный памятник сакрально-фортификационной архитектуры XII века находится на окраине древнего Киева, где по легенде, в кирилловских пещерах жил сказочный Змей Горыныч.

Точная дата строительства Кирилловской церкви неизвестна, но первое упоминание о храме датируется 1171 годом в Ипатьевской летописи. Сначала здание было деревянным, а первая каменная постройка появилась уже после смерти князя Всеволода . Умер он в 1146 году и был похоронен в вышгородской церкви Бориса и Глеба. Кирилловскую церковь построила вдова Всеволода Мария Мстиславовна. Этот храм стал семейной усыпальницей Ольговичей, в 1194 году здесь был похоронен Великий киевский князь Святослав - герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».

Кирилловская церковь

 Кирилловская церковь относится к типу крестовокупольного, шестистолпного, трехнефного храма с одним куполом и закомарным покрытием. С западной, северной и южной сторон к церкви примыкали небольшие пристройки, фундаменты которых были обнаружены в ходе археологических исследований. Три портала храма имели трехступенчатый профиль и завершались полуциркульными арками. В плане церковь представляет собой прямоугольник, вытянутый по оси «запад-восток», ее размеры - 31 × 18,4 м. Храм разделен на три продольных (нефа) и три поперечных коридора. Продольные нефы завершаются на востоке алтарной апсидой. Центральный неф и главный поперечный коридор (трансепт) образуют в сечении пространственный крест. Над центром пересечения креста размещается купол. Размер подкупольного пространства - 7 × 7,7 м. 

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

На хоры ведет узкий ход в северной стене, толщина которой 1, 98 м. Стены церкви очень мощные. Их толщина колеблется от 1,72 до 1,96 м. Недаром храм выполнял кроме культовых еще и фортификационные функции. 

Кирилловская церковь

Рядом с церковью впоследствии появились монастырские сооружения: трапезна, братские кельи и кельи игумена. Вокруг монастыря были сооружены деревянные стены и башни. На соседнем холме стояло Дорогожицкое укрепление (крепость «Дорогожица»), которое контролировало Черниговский, Вышгородский, Новгородский и Галицкий пути ( Дорогожичи - место схождения дорог). Это придавало значимости монастырю, который также должен был выполнять фортификационные функции.

После монгольского нашествия 1240 году, которое разрушило практически всю столицу, святыня также была опустошена, но выстояла. Судьба Кирилловской церкви и монастыря в период с 1240 года по XVI век неизвестна. В 1530 году, уже в Литовский период, был составлен межевой акт земельных владений монастыря. После Люблинской унии 1569 года началось массовое наступление католической церкви на Украине.

К концу XVI века в Киеве начали селиться запорожские казаки. В окрестностях города они ставили свои курени, вокруг которых разбивали огороды. Таким образом, неподалеку от Кирилловского монастыря появился новый район - Куреневка. В 1595 году среди многочисленных монастырей Киева только два остались православными - Киево-Печерский и Кирилловский. Эти обители защитили запорожцы и князь Константин Константинович Острожский. Казаки стали прихожанами Кирилловской церкви, поэтому они не смогли допустить превращения своего храма в униатский. В 1605 году, на средства Константина Острожского был проведен ремонт стен и крыши монастыря.

Во времена Освободительной войны монастырь неоднократно опустошался. Окончательно его разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла в 1651 году. В период с 1687 по 1697 г.г. прошло восстановление монастыря. Средства выделил гетман Иван Мазепа, а руководил работами тогдашний игумен Иннокентий Монастырский. За особые заслуги Иннокентия Монастырского похоронили в Кирилловской церкви у самого алтаря.

Кирилловская церковь

После смерти И. Монастырского игуменом был Даниил Туптало - будущий святой Дмитрий Ростовский. В Кирилловской церкви похоронили его отца - сотника Савву Туптало и трех сестер. В 1734 году в монастыре произошел крупный пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки, а также сильно повредил Кирилловскую церковь. Восстановление началось в 1748 году и продолжалось более десяти лет. Руководил работами выдающийся украинский зодчий - Иван Григорович-Барский. Именно благодаря этому архитектору современный вид храма имеет характерные черты украинского барокко (фронтон, украшенный лепным растительным орнаментом). Появились каменные кельи, корпус архимандрита и трапезная-церковь святого Василия. Вокруг монастыря выросла оборонительная стена с четырьмя угловыми башнями. В систему стен вошла Благовещенская церковь-колокольня. Это было одно из лучших произведений Григоровича-Барского, но, к сожалению, оно не сохранилось.

Интерьеры храма расписали художники Киево-Печерской иконописной мастерской Алимпия Галика. В 1784 году Кирилловскую церковь посетила императрица Екатерина II. Ей не понравились казацкие портреты на стенах церкви со стихами во славу войска Запорожского. Живопись Екатерина приказала забелить, а обитель закрыть! В монастырских постройках разместили больницу для душевнобольных. На территории построили новые больничные корпуса для «буйных». А в Кирилловской церкви служили только панихиды.

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь


Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Уникальность храма состоит еще и в том,что здесь сохранились около 800 кв.м фресок XII в. Впервые фрески были обнаружены в мае 1860 года при расчистке штукатурки после пожара 1852 года. Настоятель храма – священник Петр Орловский добился остановки работ, вопреки позиции архитектора Александра Беретти, и обратил внимание церковного и светского начальства на открытие древних фресок.

Реставрация и расчистка фресок из-под поздней штукатурки и покрытие их росписями в духе подражания иконописи XII века были осуществлены под руководством археолога и искусствоведа Адриана Прахова.

Кирилловская церковь

Работа по реставрации фресок была очень сложной, ведь изображения были скрыты под многочисленными слоями краски и извести. Чтобы отчистить древние фрески, реставраторам пришлось фактически уничтожить прекрасные розписи Алимпия Галика. Фрески отчистили. Оказалось, что они покрывают стены не полностью. Места без живописи решили заполнить новыми - написанными по свежей штукатурке. Для росписи церкви пригласили учителей и учеников киевской рисовальной школы Николая Мурашко. Среди них был будущий классик украинского изобразительного искусства Иван Ижакевич, а также стоит вспомнить имена Николая Пимоненко, Ивана Селезнева, Самуила Гайдука, Харитона Платонова и других талантливых художников.

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Но гораздо большую ценность имеют работы выполнены художником, которого Прахов пригласил позже - Михаилом Врубелем. Сейчас говорят, что кирилловские шедевры Врубеля имеют планетарное значение. На месте утраченных древних фресок Врубель создает новые, яркие и впечатляющие. Это "Сошествие Святого Духа", главы пророков Моисея и Соломона, композиция "Надгробный плач" и др. В храме Врубель создает новые шедевры, в частности, иконы "Афанасий", "Кирилл", "Богоматерь", "Иисус". 

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Это картины мраморного иконостаса храма, выполненные на высоком художественном уровне. Наиболее значимым здесь является изображение Богородицы. Ярко контрастируя со всеми известными каноническими изображениями Божьей Матери, Мадонна Врубеля является удивительно реалистичной, трогательной, такой, которая никого не оставляет равнодушным. В святом образе угадываются черты жены его нанимателя Адриана Прахова - Эмилии, в которую был влюблен Врубель. 

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

В Кирилловской церкви хранится икона святого Димитрия Ростовского с частицей его мощей, ковчег с частицами мощей Апостола Стефана, великомученика Пантелеимона, святого Александра Римского и святого Евстратия Печерского, есть и частица мощей апостола Андрея Первозванного. Здесь же находится икона Божьей Матери «Отрада» или «Утешение», привезенная из Афона.

Пережив несколько реставраций, церковь уцелела даже в советский период. В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником, но, несмотря на это, в 30-е годы прошлого века были разрушены Благовещенская церковь-колокольня, кельи и каменная изгородь с башнями (правда каким-то чудом уцелела одна башня и часть стены). 

Кирилловская церковь

Начались исследовательские работы, которые были прерваны Второй мировой войной. С 1965 года Кирилловская церковь входит в состав Национального заповедника «София Киевская». От психиатрической больницы ее отгородили неэстетичным бетонным забором. Богослужения в храме возобновились лишь в 1995 году, когда его снова передали православной общине. Благодаря своей уникальности, живопись Кирилловской церкви является ценным сокровищем мирового искусства, так же, как и сама церковь. В этом храме стоит побывать хотя бы однажды, чтобы почувствовать ауру одного из древнейших сооружений Киева, украшенного великолепными творениями живописи, и чтобы непременно возникло желание вернуться сюда снова.


Кирилловская церковь

Кирилловская церковь

Кирилловская церковь





Комментариев нет:

Отправить комментарий