В продолжении рассказа о Жолкве, посетим самые старые сакральные сооружения города и расскажем о них подробней.
Если продолжить экскурсию от замка, то совсем рядом можно увидеть римо-католический костел - Св. Лаврентия (1606-1618 гг.) Это один из лучших архитектурных ренессансных сооружений Украины. Именно в этом костеле королю Яну III Собескому вручали орден Святого Духа, освященный меч и шляпу от короля Людовика XIV, а королеве Марии Казимире - Золотую Розу от папы Иннокентия ХII.
Строительством храма в течение 12 лет занимались лучше архитекторы, в том числе Павел Счастливый, Павел Римлянин, Амброзий Благосклонный. Здесь находится усыпальница рода Жолкевских. Построенный на искусственной насыпи пленными турками, как родовой мавзолей семьи Жолкевских и пантеон рыцарской славы.
В подземелье похоронен Станислав Жолкевский, его жена Регина с сыном Яном,
Семья Даниловичей, отец короля Якуб Собеский, королевичи, государственные деятели, настоятели, меценаты храма. По количеству и значимости захоронений выдающихся деятелей польского государства костел часто называют «Малым Вавелем». Ренессансные и барочные надгробия похороненных в костеле Жолкевских, Даниловичей и Собеских выполнили выдающиеся скульпторы Войцех Капинос, Андреас Шлютер.
Костел украшен резными изображениями апостолов Петра и Павла, святых Лаврентия и Станислава, евангелистов и Христа в окружении ангелов.
Особенно красив главный вход с резным порталом.
Специально для костела нарисовали масштабные батальные картины, которые являются одними из крупнейших в Европе. Они воспроизводили успешные походы Жолкевского и Собеского. Станислав Жолкевский отличился в походе на Москву, где в 1610 году в бою под Клушино одолел русское войско Шуйского и должен был посадить на московский трон польского короля. Это знаменательное событие воспроизвел на большом полотнище 6х7 метров участник похода, львовский художник Шимон Богушович.
Старый орган, корда-то стоял в храме, исчез в советские времена. Сейчас здесь есть только его имитация.
Колокольня храма получила название «малой Пизанской башни», догадайтесь-почему?
Недалеко от костела Св. Лаврентия находится Василианский монастырь, возникший в 1612 году. В 1895 году при монастыре была основана типография, где успешно издавалась популярная и богословская литература. Была возведена башня-колокольня, которую можно видеть и сегодня. В начале
ХХ века церковь была перестроена в византийском стиле.
Сохранились лишь некоторые оригинальные элементы.
Церковь Сердца Христова входит в комплекс Василианского монастыря. Церковь известна росписями Юлиана Буцманюка, глубоко украинскими по своему духу и форме. Росписи Юлиана Буцманюк считаются одним из лучших примеров украинской стенописи эпохи модерна. Ученик знаменитого художника Модеста Сосенко, был искренним патриотом, в его картинах можно увидеть рядом с библейскими героями известные исторические личности национально-освободительной борьбы. И все они изображены в традиционной украинской одежде. В настоящее время жолковские росписи и пара икон во Львовском музее - единственное наследие Буцманюка в Украине.
В храме Василианского монастыря с 1784 года находятся мощи Св. Партения. При жизни Парфений занимал высокие должности в римской администрации, и одновременно активно распространял христианство, за что был казнен в достаточно молодом возрасте. Теперь много паломников едут в Жолкву, чтобы с помощью Св. Партения исцелиться и восстановить душевное равновесие.
Еще один монастырь - Доминиканский был построен в Жолкве в 1655 году. Его окружали высокие крепостные стены и угловая башня, входившие в систему городских укреплений. Церковь на этом месте появилась впервые во второй половине XVI века и сначала была деревянной. После двух пожаров храм возвели из камня. Раннебароковый костел был возведен в 1653-1655 году по модели неаполитанских храмов на средства Теофилии Собеской как усыпальницу для ее сына Марка, который погиб в 1652 року в битве под Батогом. В последствии костел стал местом, где находилась и ее усыпальница также.
В интерьере до сих пор сохранились надгробия Теофилии и Марка Собеских, выполненные во второй половине XVII века известным скульптором Андреасом Шлютером.
Следующий хазяин Жолквы Михаил Радзивилл решил перестроить деревянный монастырь, таким образом в 1754–1792 годах появился каменный храм с келиями в стиле барокко. В этом стиле он сохранился до наших дней.
В советские времена в храме был склад, а в монастыре – военный штаб. Помещения потерпели разрушения, в своде сакрального сооружения зияли дыры, фрески были уничтожены и затерты.
В 1994 году святыню передали общине УГКЦ и переименовали в церковь Святого Священномученика Иосафата. Ее полностью отреставрировали, сохранив те элементы, которые удалось. В некоторых уничтоженных местах нанесли новые фрески. Сейчас продолжаются реставрационные работы в бывшем монастырском комплексе.
Интересной сакральной достопримечательностью города является оборонная синагога. К синагоге примыкали городские стены и Еврейские ворота, а сама она могла служить мощной оборонительной башней. Первая деревянная синагога была построена на ее месте еще в 1652 году. За свою долгую историю здание не раз разрушалось и восстанавливалось.
В 1698 году при содействии короля Яна III Собеского на месте сгоревшей деревянной синагоги была построена каменная под руководством архитектора Петра Бебера. Строение выполнено в стиле ренессанс и дополнено элементами барокко. В годы Великой Отечественной войны синагога была подорвана и до начала девяностых годов прошлого века использовалась как склад.
Сейчас ведется реставрация, планируется открытие Еврейского центра Галичины.
Троицкая церковь - еще одна Жолковская достопримечательность, шедевр Галицкой народной деревянной архитектуры, возведенная в 1720 году. Трехъярусный храм с неповторимым интерьером, позолоченным иконостасом способен поразить своим видом. Неспроста это строение входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм представляет собой деревянное сооружение с кирпичной пристройкой - ризницей.
Белокаменное обрамление окон и портал перенесены сюда из разобранной замковой башни. До наших дней сохранились на балках, при входе в святилище, на алтаре росписи XVIII века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий