Одним из самый старейших из сохранившихся замков Львовской области считается Олесский замок, который расположен на 50-метровом холме в юго-восточной части Бугской низменности. В плане замок необычный - овальный, с крепкими контрфорсами и уютным внутренним двориком. Вокруг крепости – парк. Историки считают, что основан он был в XIII веке, когда татарские орды разрушили городище Плиснеск. Часть уцелевших жителей смогла перебраться в Олесск, где начали строительство новой крепости. Здание считается одной из старейших крепостей времен Киевской Руси, построенной на перекрёстке старинных торговых дорог из Валахии и Венгрии на Волынь. Первые письменные упоминания о замке датируются еще 1327 годом. Так, многие историки предполагают, что замок построил один из сыновей галицко-волынского князя Юрия Львовича - Лев или Андрей.
Во все последующие века за Олесский замок шла ожесточенная борьба. Сначала в 1340 году крепость отошла великому князю литовскому Любарту, а уже через четверть века, в 1366 году ее отвоевал польский король Казимир III Великий.
Потерпел замок и многочисленные татарские набеги, но каждый раз отстраивался заново местными жителями.
В середине XVI века татарские набеги прекратились и жизнь в Олесске и округе несколько стабилизировалась. Началась достройка и укрепление замка. Внутри стен, в восточной части, построили двухэтажное помещение, до наших дней сохранились готические порталы и обрамления окон. С усовершенствованием огнестрельного оружия изменился характер укреплений. Средства обороны вынесли за стены, укрепили валы, в системе которых были сведены бастионные сооружения. Замковые помещения расширили и приобрели жилищный характер.
В середине XVI века татарские набеги прекратились и жизнь в Олесске и округе несколько стабилизировалась. Началась достройка и укрепление замка. Внутри стен, в восточной части, построили двухэтажное помещение, до наших дней сохранились готические порталы и обрамления окон. С усовершенствованием огнестрельного оружия изменился характер укреплений. Средства обороны вынесли за стены, укрепили валы, в системе которых были сведены бастионные сооружения. Замковые помещения расширили и приобрели жилищный характер.
Во второй половине XVI века ожили торговые пути, которые проходили через Олесск. Город начал брать пошлину с чумаков, которые везли соль из Долины на Волынь. Появились ремесленные цеха.
В 1605 году замок в результате нескольких брачных союзов между богатыми семьями получает еще одного знаменитого владельца - русского магната Ивана Даниловича.
За приданое своей первой жены Екатерины Красицкой он решил перестроить Олесский замок – средневековую крепость превратить в ренессансный дворец. Неизвестный архитектор (скорее всего итальянец Галеаццо Аппиани), который руководил работами в замке, выполнил поставленную задачу.
Этот период подарил замку сразу два исторических события: во времена Даниловича в здании прислуживал отец гетмана Богдана Хмельницкого - Михаил Хмель. А в 1629 году в результате брачного союза дочери Даниловича и шляхтича Якуба Собешина в Олесском замке рождается будущий польский король - Ян III Собесский.
В 1646 году город был завоеван войсками Богдана Хмельницкого и в том же году полностью разрушен татарским нашествием.
С 1647 года замок перешел в собственность Андрея Конецпольского, а уже с 1660-го земли делятся после его смерти между 17 кредиторами. В 1682 году, вернув деньги кредиторам, Ян III Собесский выкупил свой родовой замок. Там он часто гостил со своей женой Марией Казимирой, под наблюдением которой в 1684 году были проведены реставрационные работы в замке и разбит парк. Она унаследовала имение после смерти Яна III в 1696 году, а после ее смерти замок достался сыну Якубу. В 1725 году один из сыновей Собесского, Константин, продал замок Жевусским.
XVIII век стал периодом значительных изменений в замке. Большую роль в изменении интерьеров сыграл французский скульптор Леблан. В замке появились новые камины и печи, стены были покрыты лепниной, монументальными росписями и искусственным мрамором. После смерти Северина Жевусского владельцем замка стал его брат Вацлав, который и довел его до руин, лучшие вещи были перевезены в Подгорцы. Несмотря на огромные прибыли, Жевусские попали в долги, и их имения ушли с молотка в 1796 году.
В 1646 году город был завоеван войсками Богдана Хмельницкого и в том же году полностью разрушен татарским нашествием.
С 1647 года замок перешел в собственность Андрея Конецпольского, а уже с 1660-го земли делятся после его смерти между 17 кредиторами. В 1682 году, вернув деньги кредиторам, Ян III Собесский выкупил свой родовой замок. Там он часто гостил со своей женой Марией Казимирой, под наблюдением которой в 1684 году были проведены реставрационные работы в замке и разбит парк. Она унаследовала имение после смерти Яна III в 1696 году, а после ее смерти замок достался сыну Якубу. В 1725 году один из сыновей Собесского, Константин, продал замок Жевусским.
XVIII век стал периодом значительных изменений в замке. Большую роль в изменении интерьеров сыграл французский скульптор Леблан. В замке появились новые камины и печи, стены были покрыты лепниной, монументальными росписями и искусственным мрамором. После смерти Северина Жевусского владельцем замка стал его брат Вацлав, который и довел его до руин, лучшие вещи были перевезены в Подгорцы. Несмотря на огромные прибыли, Жевусские попали в долги, и их имения ушли с молотка в 1796 году.
В 1781 году инженером Мюнтцем был сделан рисунок замка, который считается его старейшим изображением.
В начале ХІХ века провели реконструкцию левой части замка. Тогда снесли завершение большой башни, и высота здания выровнялась. После этой реконструкции начался период медленного, но уверенного разрушения строения.
В XIX веке замок пережил большие пожары и крупное землетрясение, и, таким образом, пришёл в полный упадок.
В 1891 году в очередной раз были начаты реставрационные работы, по окончании которых в отреставрированной части здания открылась женская сельскохозяйственная школа.
В 1939 году школа была закрыта и до середины 1940 года здесь находился лагерь для польских военнопленных. В годы оккупации здесь были военные склады. Длительный период здание оставалось в запущенном состоянии. Впрочем, благодаря известному украинскому искусствоведу Борису Возницкому замок в 1970 году превратился в настоящий музей-заповедник. Реставрировано немало объектов, более того - стараниями Львовской Галереи искусств экспозиция замка пополнилась новыми уникальными работами.
Сегодня Олесский замок - это действительно место знаменитых экспонатов. Историки насчитывают более 1500 экспонатных единиц. Олесский музей также, возможно, имеет самое большое в Европе собрание деревянной скульптуры XIV - XIX в.в. автров: Томаша Гутера, Конрада Кутшенрайтера, Иоанна Георга Пинзеля, Севастьяна Фесингера, Антония Осинского, Яна Оброцкого и др. Есть в музее старинные иконы, прекрасно отреставрированный иконостас Федора Сеньковича, мраморный бюст королевы Барбары Радзивилл, портрет магната Николая Василия Потоцкого, батальная картина «Битва под Веной», старинные гобелены, оригинальная мебель XVII-XVIII веков и много других ценных экспонатов.
В начале ХІХ века провели реконструкцию левой части замка. Тогда снесли завершение большой башни, и высота здания выровнялась. После этой реконструкции начался период медленного, но уверенного разрушения строения.
В XIX веке замок пережил большие пожары и крупное землетрясение, и, таким образом, пришёл в полный упадок.
В 1891 году в очередной раз были начаты реставрационные работы, по окончании которых в отреставрированной части здания открылась женская сельскохозяйственная школа.
В 1939 году школа была закрыта и до середины 1940 года здесь находился лагерь для польских военнопленных. В годы оккупации здесь были военные склады. Длительный период здание оставалось в запущенном состоянии. Впрочем, благодаря известному украинскому искусствоведу Борису Возницкому замок в 1970 году превратился в настоящий музей-заповедник. Реставрировано немало объектов, более того - стараниями Львовской Галереи искусств экспозиция замка пополнилась новыми уникальными работами.
Сегодня Олесский замок - это действительно место знаменитых экспонатов. Историки насчитывают более 1500 экспонатных единиц. Олесский музей также, возможно, имеет самое большое в Европе собрание деревянной скульптуры XIV - XIX в.в. автров: Томаша Гутера, Конрада Кутшенрайтера, Иоанна Георга Пинзеля, Севастьяна Фесингера, Антония Осинского, Яна Оброцкого и др. Есть в музее старинные иконы, прекрасно отреставрированный иконостас Федора Сеньковича, мраморный бюст королевы Барбары Радзивилл, портрет магната Николая Василия Потоцкого, батальная картина «Битва под Веной», старинные гобелены, оригинальная мебель XVII-XVIII веков и много других ценных экспонатов.
Отреставрированный замок активно использовали в кинематографии. Здесь снимались фильмы «Пастух Янко», «Дикая охота короля Стаха», «Королева Бона», «Три мушкетера», «Борис Годунов». Во дворе Олесского замка снималась финальная сцена польского блокбастера «Ogniem i mieczem» Ежи Гоффмана.
Сейчас Олесский замок принимает туристов со всего мира, которые хотят увидеть легенду собственными глазами. Уютный ресторан рядом выполнен в соответствующем стиле, дополняет весь колорит и ансамбль сооружения и приглашает путешественников отдохнуть.
Сейчас Олесский замок принимает туристов со всего мира, которые хотят увидеть легенду собственными глазами. Уютный ресторан рядом выполнен в соответствующем стиле, дополняет весь колорит и ансамбль сооружения и приглашает путешественников отдохнуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий